понедельник, 5 сентября 2016 г.

Как мы готовились, сдавали и сдали окружающий мир за первый класс в экстерн-офисе Битнера



Историю о том, как мы готовились и сдавали математику, можно посмотреть здесь:
http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/04/1-httpextern-officenet.html

Окружающий мир стал первым предметом, который реально нам нужно было готовить. В математике, которую мы сдали весной, мне нужно было только узнать-проверить, что мой ребёнок не знает или не умеет, и восполнить этот пробел. Это заняло у нас месяц. А здесь почти каждый вопрос из экзаменационных был для нас новым, а многие вопросы оказались ещё объемными по ответу. (Например, один из вопросов звучал примерно так: опиши круговорот воды в природе).

Как мы готовились по предмету? 

Сначала мы определились, что следующим экзаменам у нас будет окружающий мир. После этого я распечатала все экзаменационные вопросы, завела большой толстый блокнот и блог. :-) План был такой: каждый будний день разбирать минимум один вопрос по предмету, а если вопрос маленький или есть близкие смежные – разбирать их все вместе, скопом. По времени занятие могло длиться от 10 до 60 минут.

Подробнее про длительность урока
Если тема вопроса оказывалась небольшой, то я скорее всего брала несколько таких тем, смежных, чтобы разбираться с ними за раз. Иногда один небольшой вопрос отнимал у нас час, потому что рождал встречные вопросы, интерес, позволял развить его и уходить вглубь, тогда этот вопрос был единственным, что мы разбирали в тот день. А для вопросов находились другие дни. Моя цель была - объяснить тему так, чтобы запомнился не только факт, но и связь темы с тем, что ребенку знакомо и близко. В идеале, чтобы дальше она могла сама рассуждать на эту тему, прокладывая мостики меж знакомыми темами.

Идеальным вариантом обучения окружающему миру у нас оказался следующий: чуть-чуть разобрали тему и тут же уселись или улеглись что-то по ней делать. Рисовать, выписывать, придумывать, анализировать, сравнивать - что угодно! Так удавалось держать интерес к теме, причем долго. Если интереса не было, я не танцевала с бубном, а рассказывала кратко и мы закрывали тему. (Я тоже далеко не всем интересуюсь и не от всего нахожусь в восторге. Я могу с энтузиазмом рассказывать про круговорот воды, но мне будет скучно разбирать причины загрязнения атмосферы. Верю, что мой ребенок тоже имеет право не от всего быть в восторге. Это нормально.)



Я вообще за эти дни подготовки вдруг так ясно поняла, что каждый день чему-то учиться, что-то новое узнавать и понимать - это круто, это для меня наивысший пилотаж. Что для взрослого, что для ребенка. Банально потому, что вся жизнь состоит из таких дней, как, например, сегодняшний. ВСЯ НАША ЖИЗНЬ. Невозможно откладывать жизнь на какой-то день, ожидая, что он даст больше.

Как выглядела моя подготовка к занятию?
Здесь мне как раз и пригодился большой толстый блокнот. :-) В него я выписывала ближайших неразобранных 10 вопросов, скажем. Формулировала, что по ним мне нужно знать или найти. Тут же становилось понятным, как лучше объединить вопросы, чтобы посмотреть их вместе, затем по вопросу я искала ответ в Интернете.

Старалась: чтобы был ответ на вопрос плюс придумать или найти какое-то задание по вопросу. Для чего? Просто прочитать ответ нам скучно. Но он лучше запомнится или будет интереснее, если мы при этом что-то вместе поделаем. Например, тема "Океаны", тогда мы нашли данные, сколько каждый занимает по объему воды, по площади водной поверхности. Нарисовали две диаграммы. Или тема "Светофор". Рисуем три человека в трёх разных ситуациях – один стоит, другой вот-вот пойдет, третий идёт по пешеходному переходу. Пусть ребёнок разукрасит светофор так, чтобы стало понятным, почему человек находится в таком положении.



Неожиданное
Изучение предмета пришлось на лето. Я решила не делать перерывы на лето по двум причинам. Первая: мы учимся не дольше часа, и осенью–зимой хочется учиться также. Вторая: у нас частые поездки-отпуска – это небольшие поездки длительностью в 3-5 дней, которые случаются у нас минимум 1-2 раза в месяц. В дни такого отпуска мы не учимся совсем, так что в те дни, что мы не в отпуске, хотелось бы поучиться. (Вот сейчас я пишу все это как раз из такого очередного отпуска.)

По мере прохождения тем я фиксировала наши успехи в этом блоге – http://miuchimsyadoma.blogspot.ru. Изначально я заводила его, рассчитывая делиться с другими мамами первоклашек тем, как занимаемся мы. Но я поняла, что быстрее самому найти материалы по теме в Интернете, чем брать у кого-то. Так что вряд ли мой блог сильно поможет тем, кто только планируют сдавать окружающий мир за первый класс. Но вспомогательным материалом послужить, наверно, все-таки сможет. Кстати тут же просьба от меня: если вы тоже первоклашка у Битнера и ведете какой-то блог или инстаграм, пожта, укажите в комментариях (мои аккаунт в инстаграм loveisramenskoe). По себе знаю: опыт других меня мощно мотивирует. Также однозначно могу про себя сказать так: мой блог по-настоящему помог мне самой – глядя на то, что мы уже сделали, мне легче было взяться за разбор новый темы. Кроме того я знала, что супруг будет смотреть блог, так что это мотивировала не просто изучить тему, но что-то интересное по ней сделать. Ведь вечером это можно было обсудить с ним или получить от него дельный, любопытный комментарий.

Под конец лета, когда вопросов осталось совсем немного, уже трудно было мотивировать саму себя на продолжение учёбы. Мы придумали забавный выход: http://miuchimsyadoma.blogspot.ru/2016/08/blog-post_11.html. Вы при желании тоже можете к нему прибегнуть, суть метода – найти то, что вы любите делать вместе с ребёнком, и делать это по темам предмета, который вы сейчас проходите. Мы собирали картины из кубиков Рубика по тем понятиям окружающего мира, что выбирал ребёнок. :-)

Ниже изображен нейрон:


По мере изучения материалов у Валентины возникали попутно собственные вопросы. Например, коснулись индейцев как коренного населения Америки. Кто они такие? Что ещё я могу о них рассказать? Тут пригодился опять большой толстый блокнот – я просто подряд фиксировала все возникающие вопросы. Или, например, может ли человек (человечество) что-то сделать с  извергающимся вулканом, чтобы он прекратил загрязнять атмосферу? Я записывала такой вопрос в блокнот. В какой-то из дней я собирала все эти мелкие и второстепенные вопросы и готовила по ним ответы. Мы смотрели их и разбирали. Таким каким образом темы получались связанными друг с другом, понятными, а после почти каждого дня обучения у нас оставались на руках выполненные нами проекты – схемы, таблицы, диаграммы, рисунки. Все эти материалы я собирала в папку.



Как готовились непосредственно к сдаче экзамена? 
Изучив самостоятельно все экзаменационные вопросы, мы достали папку и пересмотрели в ней все наши проекты. Таким образом многое сразу вспомнилась.



Затем на сайте экстерн-офиса https://extern-office.net мы прошли тесты – где-то Валентина сама печатала ответ, а когда устала, она мне диктовала, а я печатала ответы за неё.

Когда итоговый тест у нас приняли, я распечатала пробный экзамен. Валентина заполнила на листочке ответы. Ответы оказались правильными по сути, но было много грамматических ошибок. Мы разобрали эти ошибки, и на следующий день Валентина снова написала пробный экзамен. Пробный экзамен – это просто примерный список вопросов экзамена. Мы опять разобрали грамматические ошибки. На третий день уже писали сам экзамен.

Сколько длилась подготовка к окружающему миру с нуля?
Судя по записи моего блога, с 17 мая по 22 августа. То есть чуть больше трёх месяцев. При этом у нас было пять перерывов на отпуск, которые в общей сложности составили один месяц и четыре дня. Таким образом подготовка с нуля заняла у нас примерно два месяца каждодневных занятий по будним дням максимум по часу длительностью.


После написания экзамена
22 августа, в понедельник, в районе 8 утра дочка села и написала экзамен по окружающему миру. Когда я уже отправил результаты, только тогда посмотрела их. В целом, все ответы верные по сути, но в нескольких ответах есть грамматические ошибки. Итого "чистых" ответов (совершенно без ошибок) я насчитала ровно шесть. Это тот минимум, за который ставят зачёт по предмету. Все равно было очень волнительно до самого дня, пока не узнали результаты экзамена. Конечно, не сложно написать экзамен ещё раз. Но по-настоящему сложно написать его без грамматических ошибок. Если бы от нас этого потребовали, только отработка правильного написания слов могла бы отнять у нас столько же времени, сколько мы готовились к предмету в целом.

Уточнение: экзамен Валентина писала печатными буквами. Все равно это дается ей сейчас с трудом. Она быстро устает. Вот совсем другое дело было бы сдавать тот же экзамен устно!

Примерно 24 августа пришло письмо от Битнера с просьбой помочь Валентине аккуратно оформить экзаменационные ответы - переписать их так, чтобы каждый новый ответ шел с новой строки и между ответами была чистая строка. Дочка написали те же самые ответы, но оформила их по этим правилам. Мы снова загрузили ответы на сайт.

5 сентября, сегодня, то есть спустя ровно 2 недели от написания экзамена, пришло письмо, что экзамен мы сдали! Ура! Но учитель оставил нам такой комментарий: нет ответов на 4 вопроса. Это оказались как раз те вопросы, что Валентина подчеркнула в самих вопросах и которые мы тоже сфотографировали и отправили. Предполагаем, что учитель не нашел эти прикрепленные файлы или не смотрел их. Тем более мы рады, что отвеченных семи вопросов, которые учитель нашел, хватило, чтобы экзамен нам засчитали, ура-ура-ура!

Таков был наш опыт. Принимаемся теперь за русский язык. 

4 комментария:

  1. Добрый день. Немного не понятно про четыре ненайденные учителем вопроса? Что именно подчеркнула дочка? И что вы фотографировали? И если бы учитель не нашел 5-7 ответов (при том, что вы их отправили), Вам бы не засчитали экзамен?
    И фактически три месяца на один предмет в 1м классе - а как же остальные? Ведь нужно еще 9 (ну, без математики 8) предметов успеть пройти и сдать, а всего год дается на прохождение 1го класса. Или у вас нет временных рамок?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      На экзамене я распечатала для ребенка список вопросов. В нем были вопросы типа "Почему?" и вопросы типа "Подчерки, какие...". Так вот где можно было подчеркнуть, ребенок подчеркнул прямо в списке экзаменационных вопросов. На остальные вопросы ребенок ответил развернуто на листочке. Мы сфотографировали (отсканировали) как листочек, так и список экзаменационных вопросов. Так получилось, что учитель НЕ ДОГАДАЛСЯ посмотреть, что еще было отправлено нами, когда нашел листочек с ответами. Если бы вопрос стоял о том, что экзамен нам не зачли, мы бы связались с учителем и решали вопрос о том, что он не нашел ответы на остальные вопросы. Уверена, все было бы решено в нашу пользу, потому что правда была на нашей стороне.

      В первом классе у нас надо сдать экзаменом только ЧЕТЫРЕ предмета, при этом окружающий мир считается самым объемным. То есть я уверена, что на остальные предметы уйдет меньше, чем мы потратили на окружающий мир. Временные рамки у нас тоже есть.

      Удалить

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.