среда, 8 декабря 2021 г.

Зачем современным подросткам читать «Левшу» Н. Лескова

Эта история о том, что у нас в России на всякую европейскую диковинку найдется свой «ответ». Мы имеем или сделаем не хуже. А ежели наши чего не умеют, так это из-за отсутствия у них «полезного ученья». Если научить - сделают всё. И если кто-то сделает стальную блоху, то наши её подкуют, так еще на подковках свои имена напишут. 

История также о том, что если удивляет чужеземная работа, то не стоит только поражаться этому с восторгом, а имеет смысл подумать, как эту тонкую и интересную работу превзойти, чтобы над русскими никто «не предвозвышался». Это то самое произведение, которое формирует патриотические убеждения («у нас не хуже, мы тоже можем ого-го») и патриотическое поведение (при тебе что-то хвалят иностранное - докажи, что мы тоже на это способные).

Тема религии тоже значимая для данного произведения. Верующим детям она будет естественна и понятна, другие узнают, что русские работают с «Божьим благословением». Еще не зная, как им быть, тульские мастера надеются на Бога, идут в отведенные им 2 недели (т.е. в строгом дефиците времени) к иконе святого Николая, чтобы поклониться, а потом только приступают к работе.

Грустно, как обращаются в сказе с мастерами: хватать за волосы того, кто ниже тебя рангом, вместо того, чтобы поговорить и прояснить, - это запросто. Но можно провести параллель с госучреждением, которое знакомо ребёнку и где не всё благополучно. Приятно доверие государя к простым людям: «Я знаю, что мои русские люди меня не обманут». Отнесем это тоже к формированию патриотического поведения: свои люди власть не обманывают, власть в них верит.

Грустно, что англичане видят в Левше талант и готовы сделать из него Мастера. Как будто они делают для него больше, чем свои же. Но ведь они хотят это сделать ради своей выгоды, верно? Радостно, что Левша отказывается от всех этих благ, потому что у него «дома родители есть». А еще «наша русская вера самая правильная».

Грустно, что чужие люди Левшу останавливали ехать домой осенью по воде, ибо опасно, а он - за своё. Мол, домой хочу и всё тут. Авось доеду, увы. Грустно, что всю дорогу домой он пил.

Грустно, что именно когда Левша достиг родной земли, с ним поступили крайне странно: стали возить по больницам и нигде не хотели принимать (он был в крайней степени опьянения).

Грустно, что с собой Левша привез секрет государю, но сам донести не смог, а другие люди побоялись: «Государю так и не сказали. А сказали бы - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Радостно, что такой человек у нас был и был не один. Наша земля богата такими «величайшими гениями».

Ну, а концовка произведения делает его совершенно актуальным и современным. Таких мастеров, как Левша, у нас больше нет, потому что «машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности».

Вот так. Мастерам теперь незачем рождаться, ведь мы стали использовать машины. Эта тема нынешним подросткам близка, знакома, есть о чем поговорить и обсудить. Гаджеты не вся наша жизнь, можно напомнить детям. Наша жизнь может быть богаче и «круче», если не позволять гаджетам и соцсетям гасить нашу фантазию к созданию всяческих работ и поделок. Так что произведение весьма соответствует моменту. Рекомендую. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.