понедельник, 13 декабря 2021 г.

Что читают наши дети. "Хаджи-Мурат" Льва Толстого

Это тот редкий случай, когда я хотела прочитать именно эту книгу Толстого (потому что она была его последним значительным трудом) и эта же книга вошла в школьный список летнего чтения Валентины (рекомендованный учителем литературы для 6-го класса).

Несмотря на то, что книга 12+, некоторые откровенные сцены я читала с явным ужасом и отвращением. Толстой добился своего в который раз, и ты, прочтя, ни на минуту не сомневаешься: война - это зло и колоссальное горе; её ничем не оправдать, она страшна и отвратительна. Наверно, для понимания этих целей дают данную книгу в 6-ом классе? Я теряюсь. 

Надо понимать, что в "Хаджи-Мурат" дети столкнутся с жутким и бессмысленным убийством своего ровесника, а также в деталях прочтут о почти ритуальном убийстве взрослого человека: вы же знаете, Толстой умеет писать так подробно, словно ты сам там был и видел собственными глазами. И я никак не ожидала, что в произведении, рекомендованном в школе, у военного офицера в мешочке может лежать... эээ... часть тела человека. Слишком тяжело, слишком кровожадно.

По силе и накалу страстей произведение не уступает "Войне и миру". Как будто оно же, но в миниатюре.

События в произведении датируются 1851-м годом. Место действия - Кавказ. Суть - длительный конфликт между русскими и горцами; Хаджи-Мурат - реальная историческая фигура, видный горец, который вынужден, спасая свою жизнь, бежать к русским (своим бывшим врагам). Он обещает им справиться с Шамилем - главой непокорных горцев (при этом убьет двух зайцев: отомстит Шамилю и начнет править всею Чечней, которая теперь покорится ему), но только если русские помогут вызволить семью Хаджи-Мурата из плена Шамиля.

Страшное и сильное произведение о том, что война - это зло, с какой стороны ни посмотри. Жалко русских солдат. Среди них есть просто замечательные образы и характеры, которым не нужна эта война, которые вынужденно здесь оказались из-за 25-летней военной службы. Жалко мирных горцев, которые просто хотят жить в горах и верить в своего Бога. Жалко матерей - и русских, которые ждут и не дождутся своих прекрасных сыновей; и чеченских, которые находят в разоренных русскими солдатами аулах своих детей, жестоко убитых. 

Жалко всех - и, думается мне, ради этого Толстой написал свое произведение. Нет выхода. Кроме как закончить войну - этот источник мертвых тел. И что-то сделать с теми, кто это затеял: с государством, властью.

Скорая смерть простых русских солдат и пьянство военных начальников с их играми в карты и балами; случайные и бессмысленные смерти и ложные сводки о случившемся императору; бедность простых русских солдат и граф-военный, который свое богатство тратит на свой дворец и сад; Хаджи Мурат и его разговор с графом Воронцовым, которого первый чуть было не убил раньше (и убил бы, если бы не стечение обстоятельств); молитвы императора Николая I Богу и его измена жене в тот же день; приказ императора о жестокой смертельной расправе над студентом-поляком за конфликт с профессором (не разобравшись в сути) и его тупая гордость тем, что смертной казни у нас нет и "не мне ее вводить" (студент в результате погибнет, ни за что) - зверство, которое трудно понять и уложить в голове даже мне. А чувство горцев к русским не ненависть, а "непризнание этих русских СОБАК людьми", "отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ", "желание истребления их". Одним словом, от произведения шок и ужас.

О чем можно поговорить со школьником после этой книги? Я бы взяла одну отдельную историю жизни простого солдата Петрухи Авдеева и разобрала бы подробно ее. Эта линия понятная, в ней много смысла: и про отношения мать-сын, и про отношения муж-жена, и про отношения брат-брат. Петруха - добрый малый, скучает по дому, и он вообще не должен был здесь, на войне, оказаться. Пошел на 25-летнюю службу, пожалев старшего брата. У того было четверо детей, вот и пошел вместо него, хотя сам оставил жену и сын у него родился. Ладно он, он решил - и сделал. Толстой интересно описал, что творится в душе его матери, которая потеряла любимого сына; что творится в душе брошенной жены, которая на 25 лет потеряла мужа (а скорее всего навсегда, потому что солдаты умирают); как жена любит мужа, но радуется извещению о его смерти, потому что для нее и их ребенка это единственный способ выжить - теперь она сможет выйти замуж. Описано ярко, правдиво, веришь.

Что же останется после всех нас? Если по книге, то соловьи :). На время они, конечно, замолчат. Но когда люди друг друга перебьют, птицы продолжат петь. Вот такая повесть о смерти получилась. Нужно ли читать такое в 6-ом классе? Навряд ли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.