среда, 19 октября 2016 г.

Монолог интроверта, оформившего первоклассника на семейное обучение


В самом начале стоит сказать, что я - интроверт.

Есть ошибочное мнение, что инроверты не любят людей. Это неправда. Им сложно, когда людей много, особенно незнакомых, но они бывают крайне общительны, когда рядом близкие для них люди. Другое важное событие случилось со мной совсем недавно. В понедельник я стояла в госучреждении в поисках логопеда. Ни одного из двух на месте не было, и мне дали телефон одного из них. "Позвоните и договоритесь о консультации", - подсказала мне секретарь. Я давно хотела это сделать - проконсультироваться насчет звука Р, который моя семилетняя дочка произносит "как-то не так". Сама дочка так описывает ситуацию: "Мой звук Р - это как улитка; иногда она не вылезает из своей раковины, а иногда начинает вылезать, но не до конца". Об отсутствии четкого звука Р на постоянной основе я и хотела поговорить с логопедом.

Трубку взяли только со второго раза. Приятный женский голос желал быть полезным. Я представилась, попросила записаться на консультацию, меня спросили о школе.

- 83-ая, - ответила я, считая, что это обыкновенная формальность.
- Минуточку, - не поняла меня логопед, - это что за школа такая, она в Раменском находится?
- Нет, в Новосибирске.
- И как же вы учитесь там? Вы проживаете-то где?
- В Раменском. Мы учимся дома, а в школе сдаем аттестации.
- А как вы это делаете?
- Через компьютер.

Потом меня спросили про технические возможности, про официальность данного предприятия на территории России. Я смотрела на часы: разговаривали мы уже минут 5, но не продвинулись к цели моего звонка. Внезапно разговор ушел еще дальше: логопед начала убеждать, что школа ребенку полезна, нужна, необходима.

Я смотрела на часы и не понимала, что мы делаем. В такие моменты интроверты теряются: всегда опасающиеся нарушить чьи-то границы (ведь придется иметь дело с кем-то, с кем мы контактировать не желаем), они абсолютно теряются, когда кто-то нарушает их границы. Особенно если это незнакомый человек. С незнакомыми людьми мы предпочитаем разговаривать по необходимости и как можно быстрее. Поэтому-то я смотрела на часы.

Эта ситуация напомнила мне еще одну, тоже связанную со звуком Р. Я с детьми шла в библиотеку. Дочка что-то весело мне рассказывала, а мимо проходящая женщина лет пятидесяти внезапно громко произнесла, словно она говорила нам или про нас: "Ну, надо же! Такая большая девочка, а звук Р не выговаривает". Меня тогда тоже "унесло" вмиг. Это когда словно появляется торнадо и уносит тебя. Тебя здесь уже нет, поэтому и отвечать некому. Вот и я тогда ничего не сказала.

Минут через 20 после случившегося я сидела с блокнотом в руках в библиотеке и, пока мои дети играли, выписывала то, что, собственно, только что произошло. Если бы рядом были близкие подруги Лера, Таня или Оля, я бы поговорила с ними об этом. Но их не было, и блокнот слушал меня, как умел. Мои руки выводили лучший ответ, который я придумала ответить той даме: "Ей семь лет, и она, может быть, действительно пока не научилась до конца выговаривать звук Р. Но вам уже пятьдесят, а воспитанной вы так и не стали". Я знаю, что так говорить нехорошо, это хамство. Поэтому в подобных ситуациях я всегда делаю вид, что не слышу, и не отвечаю. Я знаю, с незнакомыми не разговаривать как раз хорошо.

Я снова в госучреждении. У меня в руке трубка, время идет, а на том конце меня убеждают в том, что дети адаптивные, что в начальной школе дети легко меняют коллективы, а в старших классах это сложно. Я с трудом поспеваю за мыслью собеседника, но собственный опыт сигналит в мозг, что у меня было не так: переход в незнакомый третий класс той же школы дался сложнее, чем переход в десятый класс новой школы. Но разве мой опыт интересует моего собеседника? Я задаюсь вопросом, почему он не интересуется тем, интересно ли мне то, о чем он говорит.

Другой мой вопрос: зачем он говорит мне это?

Мне говорят, что в Раменском много хороших школ. Тот, кто так говорит, не договаривает. Я знаю минимум десять личных историй о своем городе, когда прописка ребенка перечеркивала планы родителей на выбранную школу. Но к чему я об этом, если школу мы не искали? Я мысленно представляю, как прихожу на рынок и выбираю яблоки, один килограмм. А меня уговаривают: "У нас все апельсины хорошие, возьмите, не пожалеете!" Да не люблю я ваши апельсины! У меня, может, зубы чувствительные и на цитрусовые реагируют болью.

Хотя я лукавлю: свою школу я любила. Я быстро поняла, по каким правилам здесь играют, и соответствовала. Но тогда должна также откровенно сказать: в этом году у нас было 15 лет выпуску, и моя классная учительница, люблю-ее-очень, сказала: "Лучше учи своего ребенка дома". Она в меня верит, это так приятно. Но важно не только это: моя классная учительница хотя бы как-то знает меня и слышала про моего ребенка. А этот логопед - нет.

Логопед приводит мне в пример какую-то маму. Мне даже кажется, что по описаниям я понимаю, о ком это она. Все-таки наш город небольшой, и некоторых, кто на домашнем, я примерно знаю. Оказывается, у них не все хорошо на домашнем. Меня удивляет, что это удивляет логопеда. Я знаю многих в школе, у кого не все хорошо со школой. Но молчу, потому что так правильно или, скорее, потому что совсем не понимаю, что правильно в моем случае говорить. Решение о домашнем образовании не принимается за 5 минут. У нас на него ушла пара лет минимум, и решали мы не вдвоем, а пригодился опыт расширенной семьи. Брат моего супруга педагог. Его дети будут учиться только на домашнем, планирует он. Моя свекровь педагог со стажем. Она отдала в школу своего первого ребенка, потом второго, потом третьего, а вот четвертого, позднего ребенка, уже решила учить сама и дома, потому что пришла к выводу, что времени школа забирает больше, чем дает пользы. Но в той истории случилось небольшое собственное чудо: набирался первый класс исключительно хоккеистов-мальчиков. Было понятно, что образование будет на втором месте, а на первом - каждодневные тренировки и выезды на чемпионаты, поэтому мальчик в школу все-таки пошел, но логистики ради: удобно, когда всех детей туда-сюда водят вместе. (Сейчас парню 17 лет, и с этого года он работает профессиональным хоккеистом). Пафосно, но я чувствую поддержку своего рода в решении обучать детей дома. Почему некоторые взрослые люди считают, что за пять минут разговора разрушат целую стену добротных аргументов, выстроенных нами в течение двух лет вокруг младших представителей нашего рода? Хорошо, за девятнадцать минут.

Маленькое чудо происходит все-таки и в моей истории. Логопед вспоминает о причине обращения к ней и записывает меня на ближайшую пятницу. "Если другая форма обучения не станет непреодолимым препятствием", - теперь добавляю про себя я. Если при личной встрече она опять начнет про доводы за школу, я, честное слово, спрошу ее, верит ли она в Бога. Потому что, да, я считаю, что выбор домашнего образования таким же личным и интимным вопросом, как выбор верить или не верить тебе в Бога.
Ты можешь выбрать что угодно, сам или под давлением, но однажды ответ тебе нести все равно. И главный вопрос для меня будет звучать так: как я воспользовалась теми возможностями, что предоставила мне жизнь?

4 комментария:

  1. Вы умничка! Большинство людей живут ограниченные рамками "своей картины мира" и пытаются всех втиснуть в неё. Я сама часто сталкиваюсь с подобными людьми. Чаще да, стараешься отмалчиваться, а ведь хочется сказать - занимайтесь своим делом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Невушка, здравствуйте! Спасибо вам - за внимание к нам, за добрые слова! Всего самого доброго вам и вашим близким!

      Удалить
  2. О! Как я вас понимаю! Вот эта растеряность, когда незнакомый человек уводит деловой разговор на те темы, которые я с ним не собиралась обсуждать и согласование на часы - прямо про меня.
    О спасибо за блог - читаю с интересом. Хотя мои дочки пока маленькие, старшей 4

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Так приятно, что нас таких некоторое количество :-) Мне подсказали, чтобы в следующий раз скорее возвращать разговор в нужное русло. Думаю, я так и сделаю в следующий раз, в этот раз меня взяли врасплох. И большое спасибо Вам за добрые слова! Буду рада, если в записях Вы найдете что-то полезное и для Ваших с дочками занятий. Татьяна.

      Удалить

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.