четверг, 29 октября 2020 г.

Как воспитывать детей? Суть "Родительской педагогики" Сухомлинского


 Как воспитывать детей? Какие ценности следует им привить в первую очередь? Подходов много, авторов - еще больше. Я доверилась в этих вопросах Василию Сухомлинскому и его книжке «Родительская педагогика». Почитаем эту книжку сейчас вместе?

Это даже не книга в привычном нам понимании. Это несколько житейских историй. И выведенные из них правила.

Книга начинается с рассказа о девушке, которая 10 лет назад блестяще закончила школу. Она была гордостью школы. Ей прочили яркое будущее. 

Девушка поступила в ВУЗ, вышла замуж. Проучилась два курса, но из-за рабочих переездов мужа ей пришлось оставить высшее заведение. Через полгода замужества молодые решили развестись. Сейчас бывшая ученица встретилась со своим учителем, когда привела в школу свою дочку. Она поделилась, что жизнь у нее не сложилась и что у нее большая обида на взрослых, которые не научили жизни. 

Автор книги Сухомлинский через эту грустную историю подводит нас, читателей, к простой мудрости: в школе детей не учат самому главному - человеческим взаимоотношениям. Сюда входит наука о том, что такое семья, как относиться к супругу(супруге), как воспитывать детей. Автор уверяет, что это важнейший предмет. И как так выходит, что о самом-то главном мы забываем с детьми говорить? Да, вскользь эту проблему решает литература. Произведения частенько затрагивают семью и отношения, детей и брак. Но этого мало. Нужно больше и прицельней говорить с подрастающими людьми о том, как носить имя Человек с гордостью.

А разве математика и физика не важны? Нужны и полезны. Но физиками и математиками станет меньше людей, чем обзаведется семьями и родит детей. Таким нехитрым способом Василь Сухомлинский убеждает нас, что детей нужно учить тому, как создавать семьи.

Сухомлинский был блестящим учителем и автором гениальной системы обучения детей, где главной ценностью считался школьник. Что-то уникальное и удивительное для тех времен, когда страна только приходила в себя после войны и как-то пыталась жить дальше.

Работая учителем, Сухомлинский замечает некоторую несостыковку. Люди живут неплохо, но количество разводов растет.

Люди знают все больше. Все больше детей заканчивает школы. Они хорошо разбираются в математике, физике, узнают много полезных и не очень фактов. Но совсем мало знают о жизни и о том, как жить. Получается, замечает учитель, у детей есть знания, но нет никакого фундамента под эти знания. Они могут получить профессию и кем-то стать, но они не понимают, как им счастливо прожить жизнь. Не хватает вроде и малости, а вроде базовых навыков – о том, как строить отношения и как их беречь.

Что же то самое главное, что нужно рассказать детям и чему их научить? Сухомлинский говорит, что это – долг. Мы должны воспитать детей в такой атмосфере, чтобы они чувствовали: когда они создают семью, они берут на себя обязательства. У них появляется долг.

Если этого не объяснить, если это не внушить, то разводов будет больше, а счастливых людей - меньше.

Сухомлинский отмечает, что школа (речь про школу 60-х гг. прошлого века, хотя дальше идет факт, справедливый для любого времени) выпускает людей, которые ищут счастье. Это естественно для человека. Каждый стремится быть счастливым. Но не каждому очевидно, что свои источники счастья можно СОЗДАВАТЬ. А также то, что есть особое счастье в том, чтобы открывать родники счастья для других людей. Мы можем многое сделать для живущих рядом с нами людей. И с этого можно начинать вести беседы о долге с детьми. 

Второе важное для воспитания ребёнка, по мнению Сухомлинского, - это, говорит автор, любовь отца к его матери. Любить мать — это уважать её, беречь, боготворить. «Мы воспитываем детей прежде всего тогда, когда по-настоящему любим свою жену» (Сухомлинский).

Лучший микроклимат для воспитания детей – взаимная любовь супругов. А причём тут тогда долг? Дело в том, что Сухомлинский называет синонимом человеческой любви – любовь как неутомимый труд, то есть красота долга человека перед человеком.

И важнейший навык, которым следует обучить детей, – это приносить радость матери. Пусть дети приготовят ужин, уберутся на общей территории, то есть сделают что-то для её счастья. Чтобы она пришла домой уставшая и смогла отдохнуть. Дети должны видеть, что когда они прикладывают физические и духовные силы, это может принести другому человеку радость.

Книжка содержит яркие примеры, которые демонстрируют справедливость выше представленных мыслей. Книга крайне тонкая, но дельная. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.