среда, 22 марта 2017 г.

Как мы учимся сейчас. (Второй класс в экстерн-офисе Битнера)

Мы решаем примеры и задачи по очереди - один Валентина, один я, один Валентина, один я

Мы занимаемся с Валентиной сейчас только математикой и занимаемся так. У нас есть список примеров или задач, и мы выполняем их по очереди: один я, один Валентина, один я, потом снова один Валентина. Мы остановимся сразу, как Валентине наскучит. Поэтому я перемежаю примеры - то беру из темы сложения, то вычитания, раскрытия скобок, текстовых задач, текстовых задач на время, построения прямоугольников и квадратов, умножения.

Если посмотреть, как мы занимались математикой в прошлом году, мало что будет похожего. Тогда мы занимались по часу в день. Сейчас - два раза в день примерно по 20-30 минут. Раньше мы садились учиться сразу после завтрака, теперь иначе: после завтрака следует "счастливый час", когда каждый занимается ЛЮБИМЫМИ ДЕЛАМИ ЧАС, затем учимся максимум 30 минут, затем снова минут 30 каждый занимается любимым делом, потом снова садимся минут на 20-30 за актуальный предмет.

Когда я думаю о классе с 35 учениками, я все больше восхищаюсь нашими учителями. Им нужно за один урок объяснить тему сразу всем. Моя задача скромнее - объяснить что-то только одному человеку, но моего терпения как будто больше ни на кого не хватит. Точнее, хватит только еще на одного мальчика, который будет крутиться рядом и с которым я поиграю в буквы сразу после математики.

Мы поменяли схему обучения, потому что новая мне удобнее. Раньше я спешила скорее закончить с уроком, чтобы позаниматься собой, а потом теория "дай кислородную маску сначала себе, потом ребенку" показалась мне привлекательнее. Сначала каждый занимается тем, чем он хочет позаниматься в данный день больше всего, а потом у нас найдутся сверхсилы на учебу. Скорее всего этой перемене способствовал больше всех Всеволод. Он ярко выражал эмоции, когда мы уводили его из дома до того, как он поиграет в рельсы и паровозики, что стало ясно: либо человек живет своим делом и успевает заниматься вторичными вещами после, либо человек весь день забивает вторичными вещами и может не успеть пожить своим любимым делом. Всеволод живет, когда играет. Валентина живет, когда читает, я - когда пишу. Поэтому сейчас мы сначала заряжаем свои батарейки, а потом на этом заряде въезжаем в ворота школьной программы.

Мы решаем с Валентиной примеры по очереди тоже не случайно. Весь первый класс мы всё, кроме построек циркулем, решали устно. Во втором классе школа настоятельно нас просит оформлять все решения подробно. Валентина до сих пор решает устно, но теперь я приучаю ее, что красиво оформить пример - тоже важный труд, помимо того, чтобы решить пример верно. Я пишу свое решение, и Валентина с радостью и азартом проверяет, правильно ли я решила и аккуратно ли я оформила решение. Говорят, 87% информации мы получаем через глаза, поэтому я надеюсь: постоянное мелькание у нее перед глазами грамотно оформленной работы поможет ей сформировать собственный навык аккуратной записи. Потом я проверяю работу Валентины - и если надо, то показываю, как бы я сама описала такое решение. Так мы учим друг друга не только правильно решать, но и преподносить свое решение другому так, чтобы он почувствовал - я знаю тему, я уважаю вас, меня проверяющего.

Уверена, что сколько детей - столько подходов будет к их обучению на дому. А сколько будет особенностей ребенка, семьи, мамы, столько раз может меняться подход к обучению данной мамой данного ребенка. Главное, чтобы тяга менять и меняться оставалась, чтобы стремление сделать процесс обучения легче, веселее и приятнее оставался и чтобы всегда были силы экспериментировать и подбирать то, что твоему ребенку и тебе будет лучше всего. А для этого нужна энергия, которую легко добрать, предварив начало учебного урока любимым делом.

2 комментария:

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.