Чтобы лучше понять, что ждет школьников в 9 классе по математике, я взяла произвольный вариант ОГЭ - типовой экзаменационный вариант - и написала его в домашних условиях вчера.
Я хотела понять, что собой представляет экзамен и каков он по сути. Обе цели удались.
Всего даётся 25 заданий. Из них 19 заданий простых - они оцениваются в 1 балл, решение приводить не нужно, записывается только ответ.
Остальные 6 заданий сложнее. Здесь каждая задача оценивается в 2 балла, требуется привести решение и ответ. Причем просят писать чётко и разборчиво.
На экзамен отводится 3 часа 55 минут. Это ОЧЕНЬ много. Удаётся ли школьникам столько времени высидеть, интересно? (Я не смогла).
***
Среди простых заданий были элементарнейшие, но встречались и необычные. Мне попалась задача про форматы бумаги А0, А1, А2, А3, А4, А5, А6, и потом еще 4 задачи эксплуатировали эту тему.
Из сюрпризов - 10-ая задача требовала определить вероятность определённого события. Это не ошибка, в описании к экзамену явно указано, что в контрольные измерительные материалы ОГЭ включаются задания по алгебре, по геометрии и по теории вероятностей и статистике. Звучит страшно, но сама задача на вероятность оказалась единственной и элементарной.
К 11 заданию у меня прошло уже 33 минуты с начала экзамена и я поняла, что устала и уже хочется закончить.
Дальше задачи шли разнообразнее - графики, неравенства, теорема Пифагора, вписанные в четырёхугольники окружности, трапеции и площади. У меня открылось второе дыхание.
Здесь необычным лично для меня было то, что стороны геометрических фигур давались без указания размерности. Я этого раньше не встречала. Плюс, во мне до сих пор живы голоса моих учителей и они требовали: "Размерность не забываем!" Трудно привыкнуть не писать ни см, ни дм, ни мм после вычислений, но можно.
Здесь было интересно задание 14 - на геометрическую прогрессию (теория 9-го класса, похоже). Формулы я не помню. Решала её топорно - буквально расписывая каждый шаг. Но здесь решение приводить не требуется, так что как получен ответ, эксперт знать не будет.
***
Через 40 минут от начала экзамена я приступила к сложной части - ко второй. Здесь 6 заданий, более сложных и дорогих.
20 задача - решить уравнение. Это материал 8-го класса.
21 задача - текстовая, на составление уравнения и решение его. Это материал 8-го класса.
22 задание меня напугало. Нужно было построить график функции, где в числителе и знаменателе есть иксы, причем один из них под модулем. Пропустила.
23 задание - прошло 1 час и 5 минут от начала экзамена. Это задача по геометрии. Долго думала, ничего не могла придумать. Догадалась посмотреть в справочные материалы, которые даются вместе с условиями заданий. Надо отметить, что в справочных материалах есть множество формул - по алгебре и геометрии, таблица квадратов двузначных чисел и некоторые значения тригонометрических функций (то есть не надо помнить или выводить, чему равен синус 30 градусов, например, можно посмотреть по таблице). Эти справочные материалы выдаются школьникам на экзамене вместе с заданиями!
В справочных материалах я нашла нужную мне формулу, решила задачу. То есть здесь нужен материал 9-го класса (теорема синусов).
Задание 24 - геометрическая задача, чуть сложнее предыдущей. Нужно что-то доказать. Я просто помню, как это решается. Это тоже материл 8-го класса.
Задание 25 - прошло 1 час и 25 минут от экзамена. Мозги скрипят. Это сложная геометрическая задача. Я её крутила так и этак, додумалась сделать 2 шага, не хотела бросать, верила, что всё смогу. Бросила в конечно счете. Как оказалось, не зря, потому что решение было в несколько действий, я была весьма далека от финала.
Дальше я вернулась к брошенной задаче под номером 22 - график. Вот теперь она показалась проще, после геометрии-то, она решилась быстро.
***
Итого на весь вариант у меня ушло 1 час 50 минут.
Подсчет баллов показал, что я допустила 3 ошибки в простых заданиях (неожиданно) и потеряла 2 балла на нерешенной сложной задаче по геометрии (ожидаемо).
Все остальные задания ответами сошлись (но эксперт может углядеть в решениях сложных заданий неточности или ошибки и справедливо понизить баллы; я дала себе максимум, убедившись, что ответы одинаковые).
В итоге у меня вышло 26 баллов из 31 возможных. Это оценка 5.
***
Вывод я могу сделать такой. Ученик 8 класса уже может писать ОГЭ на 4-5. Потому что 5 выставляется от 22 баллов.
Я бы еще обязательно познакомила школьника с различными вариантами первых заданий - вот эти форматы бумаги, диски и т.д. Вдруг дети тоже не сталкивались с такими видами, чтобы не растерялись. А то первые пять заданий зависят друг от друга.
Еще в задании 21 при решении задачи мне встретилось квадратное уравнение. Дискриминант получился 20736. Изначально, как я поняла, хотели разрешить детям пользоваться калькуляторами на ОГЭ, но потом отменили. В справочных материалах даётся таблица квадратов, но заканчивается она двузначным числом 99. А 99*99 = 9801.
Я потратила время, подбирая, чей квадрат даст 20736. У меня выходило (считала столбиком), что 146*146 = 21316. Много. А 136*136 = 18496. Мало. Победил 144*144 = 20736. Этот подбор отнял время, минут 10. Но муж и дочь сказали мне впоследствии, что можно и НУЖНО было поступить проще: искомое число начать делить на 4 или 9. И тогда промежуточное значение такого деления, если дискриминант посчитан верно, встретилось бы в таблице. Так что здесь важно не быть как я. Лучше объяснить школьнику, как можно выкрутиться в этой ситуации.
***
В целом, работа подъёмная, но очень объёмная.
После 9-го класса действительно должна писаться легче, чем после 8-го.
Не требует каких-то сверхусилий, но аккуратности в вычислениях и усидчивости.
Усидеть столько времени - это самостоятельное испытание.
Я хотела понять, что собой представляет экзамен и каков он по сути. Обе цели удались.
Всего даётся 25 заданий. Из них 19 заданий простых - они оцениваются в 1 балл, решение приводить не нужно, записывается только ответ.
Остальные 6 заданий сложнее. Здесь каждая задача оценивается в 2 балла, требуется привести решение и ответ. Причем просят писать чётко и разборчиво.
На экзамен отводится 3 часа 55 минут. Это ОЧЕНЬ много. Удаётся ли школьникам столько времени высидеть, интересно? (Я не смогла).
***
Среди простых заданий были элементарнейшие, но встречались и необычные. Мне попалась задача про форматы бумаги А0, А1, А2, А3, А4, А5, А6, и потом еще 4 задачи эксплуатировали эту тему.
Из сюрпризов - 10-ая задача требовала определить вероятность определённого события. Это не ошибка, в описании к экзамену явно указано, что в контрольные измерительные материалы ОГЭ включаются задания по алгебре, по геометрии и по теории вероятностей и статистике. Звучит страшно, но сама задача на вероятность оказалась единственной и элементарной.
К 11 заданию у меня прошло уже 33 минуты с начала экзамена и я поняла, что устала и уже хочется закончить.
Дальше задачи шли разнообразнее - графики, неравенства, теорема Пифагора, вписанные в четырёхугольники окружности, трапеции и площади. У меня открылось второе дыхание.
Здесь необычным лично для меня было то, что стороны геометрических фигур давались без указания размерности. Я этого раньше не встречала. Плюс, во мне до сих пор живы голоса моих учителей и они требовали: "Размерность не забываем!" Трудно привыкнуть не писать ни см, ни дм, ни мм после вычислений, но можно.
Здесь было интересно задание 14 - на геометрическую прогрессию (теория 9-го класса, похоже). Формулы я не помню. Решала её топорно - буквально расписывая каждый шаг. Но здесь решение приводить не требуется, так что как получен ответ, эксперт знать не будет.
***
Через 40 минут от начала экзамена я приступила к сложной части - ко второй. Здесь 6 заданий, более сложных и дорогих.
20 задача - решить уравнение. Это материал 8-го класса.
21 задача - текстовая, на составление уравнения и решение его. Это материал 8-го класса.
22 задание меня напугало. Нужно было построить график функции, где в числителе и знаменателе есть иксы, причем один из них под модулем. Пропустила.
23 задание - прошло 1 час и 5 минут от начала экзамена. Это задача по геометрии. Долго думала, ничего не могла придумать. Догадалась посмотреть в справочные материалы, которые даются вместе с условиями заданий. Надо отметить, что в справочных материалах есть множество формул - по алгебре и геометрии, таблица квадратов двузначных чисел и некоторые значения тригонометрических функций (то есть не надо помнить или выводить, чему равен синус 30 градусов, например, можно посмотреть по таблице). Эти справочные материалы выдаются школьникам на экзамене вместе с заданиями!
В справочных материалах я нашла нужную мне формулу, решила задачу. То есть здесь нужен материал 9-го класса (теорема синусов).
Задание 24 - геометрическая задача, чуть сложнее предыдущей. Нужно что-то доказать. Я просто помню, как это решается. Это тоже материл 8-го класса.
Задание 25 - прошло 1 час и 25 минут от экзамена. Мозги скрипят. Это сложная геометрическая задача. Я её крутила так и этак, додумалась сделать 2 шага, не хотела бросать, верила, что всё смогу. Бросила в конечно счете. Как оказалось, не зря, потому что решение было в несколько действий, я была весьма далека от финала.
Дальше я вернулась к брошенной задаче под номером 22 - график. Вот теперь она показалась проще, после геометрии-то, она решилась быстро.
***
Итого на весь вариант у меня ушло 1 час 50 минут.
Подсчет баллов показал, что я допустила 3 ошибки в простых заданиях (неожиданно) и потеряла 2 балла на нерешенной сложной задаче по геометрии (ожидаемо).
Все остальные задания ответами сошлись (но эксперт может углядеть в решениях сложных заданий неточности или ошибки и справедливо понизить баллы; я дала себе максимум, убедившись, что ответы одинаковые).
В итоге у меня вышло 26 баллов из 31 возможных. Это оценка 5.
***
Вывод я могу сделать такой. Ученик 8 класса уже может писать ОГЭ на 4-5. Потому что 5 выставляется от 22 баллов.
Я бы еще обязательно познакомила школьника с различными вариантами первых заданий - вот эти форматы бумаги, диски и т.д. Вдруг дети тоже не сталкивались с такими видами, чтобы не растерялись. А то первые пять заданий зависят друг от друга.
Еще в задании 21 при решении задачи мне встретилось квадратное уравнение. Дискриминант получился 20736. Изначально, как я поняла, хотели разрешить детям пользоваться калькуляторами на ОГЭ, но потом отменили. В справочных материалах даётся таблица квадратов, но заканчивается она двузначным числом 99. А 99*99 = 9801.
Я потратила время, подбирая, чей квадрат даст 20736. У меня выходило (считала столбиком), что 146*146 = 21316. Много. А 136*136 = 18496. Мало. Победил 144*144 = 20736. Этот подбор отнял время, минут 10. Но муж и дочь сказали мне впоследствии, что можно и НУЖНО было поступить проще: искомое число начать делить на 4 или 9. И тогда промежуточное значение такого деления, если дискриминант посчитан верно, встретилось бы в таблице. Так что здесь важно не быть как я. Лучше объяснить школьнику, как можно выкрутиться в этой ситуации.
***
В целом, работа подъёмная, но очень объёмная.
После 9-го класса действительно должна писаться легче, чем после 8-го.
Не требует каких-то сверхусилий, но аккуратности в вычислениях и усидчивости.
Усидеть столько времени - это самостоятельное испытание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.