понедельник, 3 сентября 2018 г.

Учиться в классе проще. Правда или нет?

Не спора ради, а встретилась такая информация. Не слышала раньше подобного, поэтому обрадовалась. Встретила случайно, поэтому делюсь. Вдруг тоже не знаете :)


Один из доводов за обучение ребенка в школьном классе звучит так: в классе ребёнок учится лучше (чем один дома). С этим трудно поспорить, так как непонятно, с чем сравнить. Тем более наверняка каждый сталкивался в своем школьном прошлом с тем, когда класс ему действительно помогал учиться, когда учиться, например, совсем не хотелось. Но этот аргумент, как выяснилось, куда интереснее. :) Дальше теория. 


При изучении малых групп социальные психологи заметили: в присутствии других людей человек выполняет задание быстрее и лучше, чем в одиночку. Это показал Норман Триплетт. И назвали это эффектом простого присутствия.


Однако важно и другое. Это присутствие может оказывать на человека как положительное влияние, так и негативное. В первом случае явление назвали социальной фасилитацией, во втором случае – социальной ингибицией. Явления соответствуют улучшению или ухудшению выполнения индивидуального задания в присутствии других людей. 


Тогда задались вопросом: когда происходит одно, а когда происходит другое? То есть что влияет на появление того или иного явления? 


Доказали, что это определяется сложностью задания или тем, насколько хорошо человек знает, как это задание выполнять. Пример с чтением стихов. Ребёнок может лучше читать стихи в присутствии других людей (чем в одиночку), когда он хорошо знает стихотворение. А если он не доучил, то присутствие других слушателей только помешает ему более-менее рассказать стихотворение (и он расскажет хуже, чем если бы рассказывал сам себе).


Ключ кроется в том, что присутствие других при выполнении задания требует от человека дополнительных усилий. При выполнении простой задачи эти дополнительные усилия помогают выполнить задание быстрее и лучше. При сложной задаче дополнительные усилия только запутывает человека и ухудшают картину. Информация почерпнута из курса социальной психологии от Высшей Школы Экономики, лекция 10.2 о групповой продуктивности, openedu.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.