суббота, 18 августа 2018 г.

Чуть ли не основной предмет школьной программы


Много хороших слов можно сказать про чтение. Чтение – это встреча с другим опытом и другой жизнью. Чтение превращает человека познающего в человека сопереживающего. Чтение – это сотворчество. Человек, который не читает, проживает одну жизнь, а если читает – то десятки, сотни или тысячи. Чтение позволяет нам увидеть мир другим. Чтение, можно сказать, делает нас людьми. Оно развивает наше воображение. И получается, что школьная литература – это урок самопознания. Наверно, поэтому я так любила литературу в школе. Я до сих пор очень благодарна своему учителю русского языка и литературы Сафоновой Ольге Викторовне, которая показала мне, что чтение – это гораздо больше, чем просто прочитать книгу.
***
Автор создает произведение, а читатель как бы воссоздаёт его, используя свою культурную память. И каждый это делает по-своему, неповторимо. Потому что мы все уникальные. Так сказал один из школьных учителей литературы. Я с ним полностью согласна. Тогда, выходит, что основная цель школьной литературы – это научить школьника понимать текст. То есть грамотно анализировать его.
***
Понимать текст не сложно, на самом деле. Слово «анализ» звучит грозно, но на деле даже самые небольшие дети как-то, но понимают текст и могут его объяснить. Интересный опыт получился у меня сейчас с моими двумя детьми, которым 5 и 9 лет. Я взяла один из самых коротких рассказов в современной литературе. Этот рассказ написал аргентинский писатель. Рассказ состоит всего из одного предложения. Вот оно: «Когда он проснулся, динозавр всё ещё был там». Я спросила детей, как они понимают этот текст. Удивительно, но каждый из них назвал как раз одну из двух самых распространённых интерпретаций. Младший, Всеволод, сказал, что человек спрятался куда-то от динозавра. Устал и уснул. Когда проснулся, оказалось, что динозавр до сих пор его ждёт. Валентина, она постарше, удивилась такой интерпретации, потому что она сразу же представила себе совсем другую картину. Она сказала, что человеку приснился сон о динозавре. И когда человек проснулся, то остатки сна его ещё не покинули, поэтому казалось, словно динозавр все ещё был рядом. Конечно, это поразительно. В первую очередь самим детям. Они увидели один текст неодинаково. Воссоздали его по-разному.
***
Так и выходит, что когда два человека читают одно произведение, то возникает совершенно две новые книги. И каждое поколение прочитывает произведения прошлого по-новому. Причём всякий раз правильно, выходит. Поэтому, на мой взгляд, литература – чуть ли не основной предмет школьной программы. Потому что он о человеке, о его жизни, о его опыте. А читать книги – это учиться понимать себя. Это путешествие человека к самому себе.

*На фото мой школьный учитель литературы - чудесная Ольга Викторовна. Писать тексты грамотно и сочинять я научилась на ее уроках. Всю жизнь буду вспоминать с теплом, радостью и благодарностью. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.