четверг, 30 октября 2025 г.

Зачем мы учим русский язык

Вчера я ехала на поезде два часа.

Я взяла с собой в дорогу новую книгу. Она 2025-го года издания. Свежачок. Читаю я приятную книгу в тёплом вагоне и при уютных покачиваниях и встречаю там словечко «мелочёвка». Прочитала - и словно в глаз попала соринка. Я проморгалась и читала дальше.

А через две странички я перелистала назад. Слово до сих пор меня беспокоило, как вопрос о выключенной плите тревожит, когда резко вышел из дома.

Я рассуждаю:
- Почему «мелочёвка» через Ё? Если -ёвк- является суффиксом, он под ударением и слово образовано от «мелочи», то пишем через О - мелочовка.

Именно так я бы объясняла Всеволоду, как пишется это слово.

Я полезла в Интернет. Интернет сообщил, что раньше это слово было исключением и писалось через Ё - «мелочёвка». А теперь пишем только через О.

Примерно три раза в неделю я учу сына русскому языку.

Примерно три раза в неделю он спрашивает меня:
- Мам, а зачем мы учим русский?

Так что в следующий раз я ему отвечу. Сын, мы учим русский язык, чтобы чтение не было только удовольствием. Пусть оно не будет похоже на ровное и спокойное плавание по течению.

Пусть чтение будет подобно движению по горной реке, где ни на секунду нельзя расслабляться и где каждое слово-камень таит в себе внезапный и воображаемый разговор с редактором книги.

суббота, 25 октября 2025 г.

Ничто не сравнится с домашним. У Валентины каникулы

У Валентины каникулы.

Домой она вернулась с чемоданом и пакетом. Чемодан я помню. Мы сами его покупали - огромный, жёлто-фиолетовый.  А вот пакет был новым - чёрным и толстеньким.

Это московская школа выпускала из своих объятий детей только с сухим пайком. В пакет они положили конфеты, батончики, мармелад, рулетики, печенье и соки. Всё махонькое и каждое в отдельном пакетике. Прямо царство пакетиков, да.

Валентина живёт в Подмосковье. Два часа - и она дома. Другие дети добираются домой самолётом или поездом. А вдруг придётся ждать? А если проголодаешься в дороге? Судя по пакету, школа решила ориентироваться на ученика, который поедет домой на поезде. И непременно до Владивостока.

Странное дело, но Валентина не ест из своего пакета. Она берёт такие же конфеты, но которые были дома. А Всеволод, наоборот, берёт только те сладости, что привезли из школы.

- Это же СУНЦовские конфеты! - восклицает мальчик и уминает чужое сладкое за обе щёки.

А Валентина на это отвечает:
- Ничто не сравнится с домашними конфетами. 

вторник, 14 октября 2025 г.

Ученики СУНЦ МГУ мечтают о маховике времени

Автор: Валентина

Вот уже второй месяц я учусь в СУНЦ, в 10-м классе. Процесс адаптации всё ещё идёт. Дело даже не в том, что это общежитие или что я никогда до этого не училась в школе. Дело в том, что это СУНЦ.

Много слов можно сказать об этом месте, собравшем у себя детей с разных уголков страны, чтобы изучать что-то новое. Необычное для себя тут найдёт каждый. СУНЦ умеет удивлять. Каждый предмет - совершенно свежий подход. И как только ты более-менее привыкаешь к предмету - контрольная. А если быть точнее, то контрольная появится ещë до привыкания.

Конечно, и к контрольным можно будет привыкнуть. Вот только к тому времени появится новое препятствие - сессия. А сессия - это страшно.

Сессия страшнее даже физики. По крайней мере, потому, что физику на сессии тоже надо будет сдавать. Но не все доживут до сессии. Поэтому паникуем по расписанию.

Все предметы углублённые, а профильные - на космическом уровне. Времени в сутках катастрофически не хватает, и потребности сводятся к самым простым - поесть и поспать, по возможности, ещё и отдохнуть.

Один предмет сменяется другим, спецкурсы перемешиваются и накладываются друг на друга и на внезапные мероприятия. Все мечтают о маховике времени. Даже если считать лишь уроки и домашки, то хочется не только ботать, но и спать. А делать и то и другое не всегда удаётся.

Но мы выживем, мы верим в это. Мы выживем и сдадим сессию! Мы всё переживём. Это слова человека, который пьёт чай. Чай - это то, что помогает выжить. Чай даёт силы. Пейте чай! 

вторник, 7 октября 2025 г.

Как у нас опять нет школьного электронного журнала

И вот Валентина впервые учится в школе.

Вот я впервые сижу на школьном собрании. Собрали родителей учеников 10-х классов и говорят про какой-то «эльжюр». Думаю, что за французское слово такое. Я-то в школе учила английский. Мне растолковали. Эльжюр — это электронный журнал.

Когда училась в школе я, у нас тоже был журнал. Он был бумажный и такой вытянутый, с твёрдой обложкой. Как староста, я носила его из класса в класс и клала на учительский стол. Учитель в журнал ставил оценки. Обычно ручкой. Но если повезёт — карандашом.

Раньше в журнал глядели только учителя. Школьник мог заглянуть, пока этого не видит учитель. Нынче, оказывается, каждый родитель может зайти в электронный журнал и узнать оценки. Мама дорогая, ребёнок ещё не вернулся со школы домой, а ты уже знаешь про его двойку!

Поэтому дочь собрала нас с отцом на кухне и объявила:

— Мам-пап, давайте договоримся. Вы в электронный журнал не заходите. Незачем это вам.

Договориться, как вы понимаете, можно было только согласием. Мы с мужем молча уступили.

Так что не было у нас электронного журнала девять лет и — теперь опять у нас с мужем его не будет.

***

Прошли пять недель учёбы. В минувшую субботу Валентина вечером вернулась из школы домой. На сутки.

Прямо с порога и даже не помыв руки, говорит:

— Давайте посмотрим электронный журнал!

Я не поверила:

— Как посмотрим? Ведь ты говорила, что нельзя.

— Сегодня можно.

Валентина сама показала мне этот самый эльжюр. Это такая большая таблица — настолько, что только левый верхний угол помещается на экране телефона. Таблица со строчками-предметами и колонками-датами. А у оценок, прямо как у людей, имеется вес.

На том первом — и пока единственном — собрании директор школы сказал: «Родители, тройкам радуйтесь! Тройку здесь ещё нужно заслужить».

Я и радуюсь. Тем более что оценки пока хорошие и отличные.